Как вы оцениваете будущее распространение электромобилей в стране?

Последнее время много обсуждений о перспективах развития отечественных производителей. Кто-то настроен скептически и полностью уверен, что обойтись без помощи ближайших соседей вряд ли получится. Кто-то истинно верит в благополучный исход. Этот блок вопросов был создан на основании изучения максимально интенсивных обсуждений в интернете и попросили сотрудников ООО «ЗЭТЗ» дать свои комментарии по данной теме. Что из этого получилось, смотрим ниже:

- Как вы оцениваете будущее распространение электромобилей в стране?

На самом деле распространение электромобилей в России это не будущее, это уже настоящие. Сейчас идет самый пик спроса, и, как минимум, года два тенденция еще сохранится. Затем спрос немного спадет, но за счет обновления моделей и технологий останется на должном уровне. Однако спрос будет пропорционально зависеть от развития зарядной инфраструктуры и сохранения существующих льгот.  При этом льготы должны распространяться не только на покупателей машин или производителей ЭЗС, но и на организации, оказывающие услуги по зарядке транспорта. К примеру, можно ввести скидку на покупку электроэнергии для таких организаций. Тогда и бизнесу будет интереснее инвестировать средства в подобные проекты.

Марат Салахов (Автоцентр Энергоразвитие)

- Удастся ли построить в ближайшие годы необходимую инфраструктуру?

Самая большая проблема в развитии инфраструктуры для России — это огромная территория.  Поэтому развитие зарядной сети не сможет завершиться за короткий период. Однако у российских производителей есть все инструменты и компетенции для осуществления данной задачи. Пример: Республика Татарстан стала одним из участником программы развития электротранспорта, инициированной премьер-министром Михаилом Мишустиным в августе 2021 года, и, по итогам 2022 года, выполнила все возложенные на нее обязательства в стопроцентном объеме. Так, в Татарстане появилось 95 быстрых зарядных станций в дополнение к 14 уже существующим. И самое важное, что все зарядные станции также произведены в республике, а вот это уже прорыв!

Ренат Галиев (Начальник отдела управления сервисами NSP)

- Кто, на ваш взгляд, должен этим заниматься ⸺ бизнес или государство?

Ответ однозначный: государство должно слышать бизнес-сообщество, а потом делать соответствующие выводы.  Программа, инициированная премьер-министром Михаилом Мишустиным, позволила производителям компенсировать часть средств с каждой произведенной зарядной станции, а оставшиеся свободные средства пустить на внедрение новых технологий. Так на базе ООО «ЗЭТЗ» запустили собственное производство преобразователей напряжения и контроллеров для зарядки электромобилей. Однако государству надо прислушиваться не только к производителям или автомобилистам, но и к операторам услуг по зарядке. Субсидия, заложенная в стоимость покупки электроэнергии, качественно сыграла бы на отпускной стоимости, что, в свою очередь, стало бы более привлекательным для покупки электромобиля. Сейчас пока, увы, это не так, стоимость отпускной электроэнергии почти не отличается от покупки дизельного топлива.

Галяутдинов Динар (Руководитель проектов)

- Учитывая санкции, есть ли в России необходимые технологии и материалы?

Санкции, конечно, случились внезапно, что, в свою очередь, затруднило деятельность производителей. Нарушилась логистика, порвались цепочки долгосрочного партнёрства с иностранными производителями.  А вот смогли ли они навредить? Опять же, если смотреть по Татарстану, ответ однозначный ⸺ «НЕТ». Все материалы и технологии в нашей республике есть, при этом не только «отверточная» сборка зарядных станций, а полный комплекс от самой станции до программного комплекса управления все зарядной сетью. Что имеем сейчас:

  1. В 2020 году ООО «ЗЭТЗ» запустили производство зарядных станций под брендом Non-Stop Power.
  2. В ООО «ЗЭТЗ» запустили производство основных комплектующих для зарядных станций. Первые образцы уже были применены для реализации государственной программы.
  3. Сегодня собственная сеть зарядных станций начитывается в количестве 56 штук, установленных в разных регионах России.
  4. Уровень локализации отечественными компонентами в оборудовании производства ООО ЗЭТЗ, достиг 95%.
  5. На базе ООО «Эрвольт» открыто собственное производство разъемов для зарядки электромобилей. При этом ранее Эрвольт специализировался на производстве инструментах для работ под напряжением,  которых аналогов в России практически нет.
  6. В Татарстане разработан свой собственный комплекс управления сетью ЭЗС (NSP), который так же успешно используется я для управления сетью ЭЗС установленных по государственной программе.

Так что за Россию можно не переживать, у местных производителей имеются все материалы и компетенции для реализации поставленной задачи. Санкции только лишь ускорили процесс внедрения отечественных компонентов в производство.

Наиль Мансурович (Директор ООО «ЗЭТЗ»)

- Перспективно ли создавать отечественные модели электрокаров?

Численность постоянного населения России на 1 июля 2022 года составила 145,1 миллиона человек, и, как минимум, одна треть желает, чтобы наш автопром наконец-то занялся делом. Можно до бесконечности покупать сторонние электромобили, выдавая их за отечественное производство, но народ это не примет. Мы живем в такое время, когда вся информация находится в открытом доступе. Даже не зная иностранных языков, с помощью переводчиков или по рендерам любой желающий может определить марку модели. Сейчас надо не изобретать велосипед, а спросить молодых и даже подростков, чего они хотят. Прислушаться к их мнению и создать такой продукт, который будет востребован завтра. Сегодня мы уже опоздали.

Александр Сорокин (PR технолог NSP)